АКУСТИЧЕСКИЕ ПАНЕЛИ И ШУМОЗАЩИТНЫЕ ЭКРАНЫ

     ПРОИЗВОДСТВО, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, МОНТАЖ

Какими должны быть шумопоглощающие экраны на дорогах

По материалам интервью корреспондента Елены БАБАК «Спасите наши уши!»

Корр.: Оформление экранов зависит от климата страны, ее национальных традиций. Рассказывают, в Западной Европе экраны украшают зелеными растениями и живыми цветами. В нашей стране стараются разнообразить их вид за счет цвета, а также начинают делать прозрачные вставки, и даже появляются уже полностью прозрачные экраны. В Москве есть предложения делать подсветку — по типу архитектурного освещения зданий. Глядя на фотографии унылых бетонных экранов в США и Канаде, хочется порадоваться, что у нас не стали следовать их опыту.

Корр.: Так каким должен быть шумозащитный экран? Так чтобы собачка лает, ветер… не доносит?

Эксперт: То, что непосвященные люди, считают забором, является шумопоглощающим экраном (щитом). Звукопоглощающий экран во всем мире признан самым эффективным способом защиты от шума железной дороги или автострады. В других странах их используют около полувека, у нас около 20 лет, поэтому люди к ним еще не привыкли. По российским нормативам звуковая защита устанавливается вдоль железнодорожной или автомобильной магистрали, проходящей через населенный пункт. Если дорога строится или реконструируется, установка экранов сразу включается в проект. Иногда жители просят защитить их от шума уже действующей трассы. В любом случае, это делается за счет того, кто отвечает за источник шума — автодорожных организаций или подразделений РЖД. Звукопоглощающий экран понижает уровень шума на 10— 15 децибелов. Высота его достигает 4— 8 м. В настоящее время экраны установлены вокруг многих жилых массивов на основных трассах Подмосковья, Ленинградской области, по окружности кольцевых дорог вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Все больше их появляется в областных центрах. Шум изводит многих. Экраны заказывают коттеджные поселки. Состоятельные граждане заменяют традиционную ограду вокруг особняков на звукопоглощающие щиты. Хотели бы установить такие щиты и многие жители обычных домов построенных вдоль дорог. Но отказываются, узнав «цену вопроса». В качестве очень усредненной цены в Подмосковье специалисты группы компаний «Премиум» называют 7,5 тыс. рублей за 1 кв.м. Весь экран меньше миллиона не обойдется.

Корр.: Действительно ли экран строят только по индивидуальному проекту?

Эксперт: Настоящий шумопоглощающий экран не может быть дешевым по определению. Ни один экран не похож на другой. Он изготавливается по индивидуальному проекту в заводских условиях. У нас, к примеру, задействованы линии прокатки, штамповки, окраски — очень дорогое импортное оборудование. Экран собирается из отдельных панелей. Обычные параметры панели — толщина115мм, высота 500 мм и длина 4м. Панели имеют две стенки — переднюю и заднюю, между ними обычно проложена минеральная вата. Лицевая сторона панели перфорирована, через отверстия проходит звук и остается в минеральной вате. Кажется, ничего особенного. На самом деле, каждая такая панель — сложное техническое изделие. Панели делаются из стальной ленты, в том числе нержавеющей, а также керамзитных материалов, алюминия, дерева. Обязательна антикоррозионная обработка. Если посчитать, при таком подходе он эксплуатируется без ремонтов 20 лет. Материал выбирается в зависимости от места установки экранов. Наиболее жесткие требования выдвигает железная дорога. Для нее используют только негорючие материалы. Сейчас такую же норму собирается ввести Росавтодор. Шумозащитный экран достаточно тяжелая конструкция. Его устанавливают на буронабивные сваи. Бывает, при высоте 4 м сваи забивают на глубину 12 м.

Корр.: Отчего «гниют» экраны?

Эксперт: «рынок шумопоглощающих экранов расширяется, увеличивается и количество участников. Далеко не все они профессиональны. А среди заказчиков нет специалистов по шумозащитным щитам, умеющих грамотно оценить их качество. «В последнее время мы стали получать заказы на замену экранов, установленных другими компаниями и разрушившихся за два-три года».

Эксперт от института акустических изделий: «самые распространенные недостатки — неплотно пригнанные панели, которые образуют прорехи в экранах и через которые проникают не только шум, но пыль и грязь. В итоге экран быстро приходит в негодность».

Участник строительства: «Появилась еще одна тенденция, сейчас можно купить металлические заготовки — уже перфорированные и даже окрашенные. И смонтировать из них экран. В иных компаниях решают: а какая разница, зато не надо тратиться на организацию всех этих прокаток, штамповок, химических обработок, покрасок и прочего производства. И немало заказчиков берут такое изделие — оно же дешевле. А после установки оно быстренько сгнивает.

Корр.: Прислушайтесь к совету экспертов обращать внимание на размер отверстий, они не должны быть меньше 3 мм. Стоит более внимательно посмотреть на краску: у покупных заготовок она бывает двух-трех стандартных видов (синяя, красная), никакой другой вам не предложат, как ни просите. И перед вами точно дилетанты, с которыми нельзя иметь дело, если экран сначала хотят смонтировать, а потом покрасить.

Эксперт: Прочность краске придает обработка в специальных камерах; краска, нанесенная на воздухе, тут же слетит.

Корр.: У каждой медали две стороны. Жить за шумопоглощающими экранами спокойно. Смотреть на них проезжающему по автотрассе — тоскливо. Видеть перед глазами пейзаж намного интереснее, чем однообразную загородку. И это не каприз обывателя. Оказывается, визуальное оформление экранов напрямую связано с безопасностью движения. Доказано, однотонность ограждений трассы утомляет водителя. Более того, он может потерять ощущение реальной скорости и даже уснуть за рулем. Поэтому вид экранов является не менее важным элементом их конструкции, чем материалы, из которых они делаются. Так что красота экрана вполне может спасти кому-то жизнь.

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес».